Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц

Советская Нижегородская ярмарка в архивных документах ЦАНО и ГОПАНО

1 августа 2022

Нижегородская ярмарка считалась самой крупной в Российской империи. Первая мировая война, затем революция 1917 г., Гражданская война, политика «военного коммунизма» — все эти события привели к упадку и закрытию торговли на ярмарке. В связи с введением в 1920-е годы новой экономической политики (НЭП) и частичным восстановлением рыночной торговли возникли предпосылки к ее возрождению. 1 августа 1922 г. Нижегородская ярмарка вновь начала функционировать.

Для этого весной 1922 г. в Нижний Новгород был направлен уполномоченный Совета Труда и Обороны С.В. Малышев. К августу 1922 г. были восстановлены Главный ярмарочный дом и 18 торговых корпусов.

Восстановление ярмарки проходило совместными усилиями губисполкома Совета рабочих депутатов, губкома РКП (б), Совнархоза, коммунотдела и Канавинского исполкома. Организация советской ярмарки имела важный политический аспект. При обсуждении на заседании бюро губкома РКП (б) вопроса о принципах конструирования биржевого комитета подчеркивалось, что к ярмарке будет большое внимания со стороны меньшевиков и эсеров. Действительно, вопрос был серьезный: в стране, где еще недавно существовал запрет на частную торговлю, открывалась масштабная ярмарка. Само открытие проходило с серьезными мерами предосторожности, хотя бюро губкома РКП (б) постановило не привлекать к участию в церемонии открытия части особого назначения, тем не менее в параде участвовали пехотные курсы и милиция. Традиционный обед по случаю открытия ярмарки проходил скромно, «без всяких излишеств».

Торговыми делами на Нижегородской ярмарке занимался ярмарочный комитет (ярмарком) под председательством С.В. Малышева, которого современники называли «красным купцом». Основными участниками на ярмарке были государственные органы, кооперативные организации, иностранные фирмы. Внешняя торговля на ярмарке происходила преимущественно со странами Востока: Персией, Турцией, Афганистаном, Китаем, Ираком, Монголией. В письме С.В. Малышеву от 19 июля 1923 г. нарком внешней торговли СССР Л.Б. Красин информировал: «Мы считаем, что Нижегородская ярмарка в отношении внешней торговли имеет главную задачу — восстановление экономической связи с Востоком и поэтому все наши устремления должны быть туда направлены, Запад мы привлекаем, поскольку он может оказать влияние на расширение нашего экспорта, и лишь в виде исключения мы может допустить участие на ярмарке некоторых западных фирм с теми товарами, которыми мы не можем непосредственно снабжать Восток».

В Нижегородской ярмарке 20-х годов ХХ в. удивительным образом сочетались особенности нового советского общества и старые, дореволюционные элементы. По сводкам ОГПУ о состоянии ярмарки в 1924 г. видно, что значительную роль в торговле играли кооперативы, государственные предприятия и учреждения, были и частные торговые сделки. Весьма большим спросом пользовались иностранные товары. На ярмарке 1928 г. было зарегистрировано 377 иностранных участников, которые уступали по численности лишь представителям частной торговли и кооперации. В постановлении коллегии Наркомторга СССР от 6 марта 1928 г. указывалось, что государственно-кооперативные предприятия сумели закупить 96% импортных товаров: все «сырье и большую часть дефицитных потребительских товаров».

При Нижегородской ярмарке активно действовала партийная ячейка РКП (б). В фонде Ярмарочного комитета РКП (б) сохранились документы по учету коммунистов на ярмарке, анкеты слушателей курсов политграмотности, протоколы партийных собраний и др. материалы.

В целом, несмотря на бурный рост торговых сделок в середине 20-х годов и рост вовлеченности частных лиц в торговлю, ярмарка продолжала испытывать трудности в организации. В Москве ставили под сомнение значение Нижегородской ярмарки, С.В. Малышеву ежегодно приходилось доказывать необходимость ее существования. В письме члену ЦК ВКП (б) Л.М. Кагановичу от 9 октября 1929 г. он сообщал: «Меня обвиняют в ряде газет в целом ряде преступлений вроде прямой поддержки частника, в проповедовании явно оппортунистического уклона, продажи остро дефицитных товаров, как мануфактуры и самоваров кулацкому и спекулянтскому элементу. Нажим этот настолько силен, что я буквально теряюсь и не знаю, как реагировать, поэтому прошу и в этом случае дать указания местным партийным областным органам, чтобы такое преднамеренное растаскивание ярмарки было приостановлено, иначе нельзя будет вести ярмарку, тем более, что она теперь будет контрактовой и выставочной».

В условиях свертывания частной торговли и началом проведения политики индустриализации и коллективизации Нижегородский крайком ВКП (б) в 1930 г. признал существование ярмарки нецелесообразным. Бюро крайкома ВКП (б) приняло решение об использовании зданий бывшей ярмарки для организации культурных и административно-торговых учреждений, а также общежитий для студентов.

Документы фондов ЦАНО Нижегородская ярмарочная товарная биржа (ф. Р-370), Нижегородский ярмарочный комитет (ф. Р-371), Полномочная комиссия по восстановлению ярмарки (ф. Р-373) знакомят с работой Нижегородской советской ярмарки (1922−1929). В справочно-информационном фонде архива хранятся справочники, путеводители, ежегодники и другая литература, освещающая деятельность ярмарки.

Познакомиться с документами о деятельности Нижегородской ярмарки в 1920-х ХХ в. можно в читальном зале Государственного общественно-политического архива Нижегородской области по адресу: Н. Новгород, ул. Б. Печерская, 22 и читальном зале Центрального архива Нижегородской области по адресу: Н. Новгород, ул. Студенческая, 15.

  • Новости и события
  • Комитет по делам архивов
    Орган государственного управления архивным делом в области, контролирует соблюдение архивного законодательства, руководит работой 10 государственных казенных учреждений, осуществляет методическое руководство деятельностью 50 муниципальных архивных учреждений и около 3 тысяч архивных организаций. Комитет также ведет централизованный государственный учет архивных документов области на базе программного комплекса «Фондовый каталог».
  • Государственные казенные учреждения
    Комитет и подведомственные ему государственные архивы образуют Государственную архивную службу Нижегородской области
  • Муниципальные архивные учреждения
  • Научно-методический совет архивных учреждений ПФО
    Постоянно действующий совещательный орган архивных учреждений субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского Федерального округа, созданный в целях совершенствования их работы в области архивоведения, документоведения, археографии; обобщения и распространения передового опыта, использования его для улучшения практической деятельности архивных учреждений.
  • Общественный совет
    В целях повышения роли общественности в области выработки и реализации государственной политики в области архивного дела на территории Нижегородской области был создан общественный совет. Выполняет консультативно-совещательные функции, участвует в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородскй ообласти.
  • Противодействие коррупции
    Антикоррупционная деятельность является приоритетной задачей для всех государственных структур и муниципальных органов
  • Государственные услуги
  • Услуги государственных казенных учреждений
    Архивы Нижегородской области оказывают услуги на основе хранящихся документов

Внедрение — Graphit

Технология — Treegraph

Яндекс.Метрика