Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц

П.Н.Нестеров: бросивший вызов небу

       Немало имен замечательных людей сохранилось в истории мировой и отечественной авиации. Среди них и герой российского неба, летчик-новатор, талантливый авиаконструктор Петр Николаевич Нестеров. Он автор многих оригинальных идей, проектов и новшеств, значительно опередивших свое время и способствующих утверждению приоритета нашей страны в ряде ключевых направлений развития авиации.

       П.Н.Нестеров родился 15 (27) февраля 1887 года в семье офицера-воспитателя Нижегородского кадетского корпуса Н.Ф.Нестерова. Отец умер рано, в возрасте 27 лет. В связи с плохим материальным положением, возникшим после потери кормильца, его вдова Маргарита Викторовна вынуждена была переехать на частную квартиру.

       26 августа 1897 года Петра Нестерова приняли в Нижегородский кадетский корпус. В документах Центрального архива Нижегородской области сохранились сведения об успеваемости, а также его характеристика. Учение юноше давалось очень легко. Петр много читал, овладел несколькими иностранными языками, увлекался орнитологией.

       В 1904 году Петр Нестеров закончил кадетский корпус по 1-му разряду и в числе шести лучших выпускников был направлен для продолжения учебы в Михайловское артиллерийское училище, где прошел хорошую теоретическую и практическую подготовку. Много размышляя о будущей службе, молодой человек серьезно изучал опыт применения артиллерии в период Русско-японской войны 1904–1905 годов. Два года пролетели незаметно, и после блестяще сданных экзаменов подпоручик Нестеров назначается в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду. От многих офицеров он выгодно отличался не только познаниями, но и своим отношением к подчиненным. Вскоре артиллерийский расчет, которым командовал П.Нестеров, в учебных стрельбах вышел на первое место.

       Первое знакомство П.Н.Нестерова с небом состоялось в 1907 году, когда он с апреля по июнь находился в должности делопроизводителя батареи. Избавиться от этой скучной, но необходимой обязанности помог случай. Как-то, познакомившись с офицерами Владивостокской крепостной воздухоплавательной роты, он высказал мысль о том, что аэростат, имевшийся у них, можно использовать в качестве наблюдательного пункта для корректирования артиллерийской стрельбы. П.Н.Нестеров добился временного прикомандирования к наблюдательной станции воздухоплавательного парка и в качестве артиллериста-наблюдателя неоднократно поднимался на аэростате в воздух. Однако воздухоплавательную роту расформировали, а П.Н.Нестеров был отозван в бригаду.

       В 1909 году здоровье Петра Николаевича стало ухудшаться. 26 марта 1910 года было получено предписание, разрешающее прикомандировать поручика Нестерова в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду «по климатическим условиям сроком на один год». Во Владикавказе П.Н.Нестеров познакомился с Артемием Кацаном, пилотом-авиатором, построившим планер собственной конструкции. «Мое увлечение авиацией началось с 1910 года... – вспоминал потом П.Н.Нестеров. – Я поставил себе задачу построить такой аппарат, движения которого меньше всего зависели бы от окружающих условий и почти всецело подчинялись бы воле пилота». Однако проект П.Н.Нестерова был отклонен главным инженерным управлением, но это не охладило пыл настойчивого поручика стать летчиком и конструктором.

       В июле-августе 1911 года, находясь в отпуске в Нижнем Новгороде, Петр Нестеров знакомится с учеником профессора Н.Е.Жуковского – Петром Петровичем Соколовым и вскоре становится членом Нижегородского общества воздухоплавания.

       Вскоре друзья построили свой планер. Работы проводились в сарае Соколовых на Провиантской улице. Мать Петра Николаевича поддержала сына и помогла изготовить обшивку к планеру. Поле за Петропавловским кладбищем, в районе современных улиц Белинского и Невзоровых, стало полигоном для испытаний. Запустили планер конной тягой. В телеге, держа веревку, привязанную к планеру, сидел П.П.Соколов. Лошадь перешла на галоп, и аппарат, набирая скорость, вместе с испытателем поднялся в воздух на 2–3 метра. 3 августа 1911 года «Нижегородский листок» отмечал, что «проба оказалась весьма удачной».

       Этот полет считается началом летной карьеры П.Н.Нестерова. Впоследствии сам летчик отмечал: «Очень приятно вспомнить мои опыты с планером и вообще начало моей авиационной практики в Нижегородском Обществе воздухоплавания». Таким образом, как летчик Нестеров состоялся на своей родине. Здесь же при поддержке П.Н.Соколова и Нижегородского общества воздухоплавания он разработал проект своего второго самолета.

       7 октября 1911 года П.Н.Нестеров поступил в Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу и был прикомандирован к авиационному отделу этой школы. За 11 месяцев обучения он достиг многого. Как человек ищущий, искренне болеющий за успехи отечественной авиации, он не был удовлетворен современными методами пилотирования. Однако его идеи о повороте аэроплана с креном и о «мертвой петле» конструкторы и летчики считали сумасбродством. Эту позицию можно было изменить, только лишь применив их на практике.

       18 августа 1912 года П.Н.Нестеров предпринял 13-часовой учебный полет на аэростате, преодолев 750 верст. Полет проходил на высоте 3400 метров. Это было серьезным достижением отечественного воздухоплавания.

       Свой первый самостоятельный вылет на самолете П.Н.Нестеров осуществил 12 сентября того же 1912 года. Спустя 16 дней он успешно выдержал экзамен на пилота-авиатора, а еще через неделю – на звание военного летчика. П.Н.Нестеров в составе авиационного отряда был переведен из Петербурга в Варшаву, где в ноябре 1912 года начал тренировочные вылеты на боевых «Ньюпорах» и зарекомендовал себя как летчик-экспериментатор. Так, во время одного из полетов, набрав высоту 1600 метров (что уже было достижением) и выключив мотор, кругами, восьмерками спланировал над Варшавой, чем «привел товарищей в трепет».

       Система планирования с выключенным мотором и исключительное самообладание помогли П.Н.Нестерову 25 января 1913 года избежать гибели: во время очередного полета в карбюраторе загорелся бензин, и мотор остановился. Этот случай наглядно доказал летчикам и начальству превосходство нового метода управления самолетом. После такой демонстрации сомнения скептиков начали исчезать, и пришло первое признание. В характеристике от января 1913 года говорилось: «Петр Нестеров: летчик выдающийся. Технически подготовлен отлично. Энергичный и дисциплинированный. Нравственные качества очень хорошие».

       В мае 1913 года П.Н.Нестеров был назначен в авиационный отряд, формировавшийся в Киеве, с прикомандированием к 7-й воздухоплавательной роте, а уже в июне его перевели в 11-й корпусный отряд 3-й авиационной роты. Здесь, временно исполняя обязанности начальника, П.Н.Нестеров добивался того, чтобы пилоты в совершенстве знали материальную часть самолета. Летчики занимались по составленной им программе.

       Талант летчика и военного специалиста П.Н.Нестерова особенно проявился во время первых в России совместных учений авиации и артиллерии. Было сделано много открытий, которые с успехом использовались потом советскими авиаторами.

       В то время мир будоражили рекорды длительных перелетов. У П.Н.Нестерова созрела мысль совершить такой перелет в составе отряда без всякой подготовки в условиях, максимально приближенных к боевым. Перелет был осуществлен 10–11 августа 1913 года в составе трех самолетов по маршруту Киев – Остер – Козелец – Нежин – Киев. Он был расценен как новое слово в военной практике. В этом эксперименте участвовал еще один нижегородец – выпускник кадетского корпуса В.М.Ткачев. Впоследствии дальние перелеты были осуществлены П.Н.Нестеровым еще 2 раза, один из них был рекордным – за один день от Киева до Гатчины.

       Петр Николаевич продолжал  совершенствовать пилотирование, отработку крутых виражей, готовясь осуществить «мертвую петлю». Вызывали сомнения надежность конструкции самолета, будет ли его эксперимент нагляден и понят товарищами по оружию. Наконец, летчик решился, и 27 августа 1913 года нестеровский «Ньюпор» вновь взмыл в небо. Набрав высоту 800–1000 метров, пилот выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 метров мотор был включен, и самолет устремился вертикально вверх, потом перевернулся на спину, описал петлю и вошел в пике. Мотор снова выключился, самолет выпрямился и плавно, по спирали, благополучно приземлился.

       Весть о подвиге П.Н.Нестерова быстро разнеслась по всему миру. Многие посылали восторженные телеграммы. Начальник Нижегородского кадетского корпуса телеграфировал: «Корпус восторженно приветствует своего славного питомца блестящим успехом на гордость русской авиации». Киевским обществом воздухоплавания П.Н.Нестерову была присуждена золотая медаль. Однако военное начальство было категорически против «мертвой петли». Сам же пилот был уверен, что «фигурные полеты – это школа летчика», и, несмотря на запрещения, 31 марта 1914 года П.Н.Нестеров повторил «мертвую петлю».

       Вскоре Петр Нестеров был произведен в штабс-капитаны, назначен начальником авиационного отряда и продолжил устанавливать рекорды. В военных маневрах 1913 года он осуществил первую в мире «атаку самолета противника».

       Несмотря ни на что, летчик продолжал претворять свои идеи в жизнь: практиковал взлеты и посадки в темноте, разрабатывал применение ацетиленового прожектора на монопланах для ведения ночной разведки, вынашивал идею о перестройке хвостового оперения в виде «ласточкина хвоста», мечтал выйти в отставку и целиком посвятить себя конструированию самолетов. Но начавшаяся в июне 1914 года война помешала его планам.

       Однако и на фронте П.Н.Нестеров продолжал проверять давно вынашиваемые идеи. Военная практика подтвердила правильность многих из них. И в боевых условиях он продолжал совершенствовать тактику ведения ночной разведки, искал новые способы боевого применения авиации, осуществлял бомбометание, да так эффективно, что австрийское командование обещало крупную денежную награду тому, кто собьет аэроплан воздушного аса.

       П.Н.Нестеров вынашивал мысль о возможности воздушного боя, который из-за отсутствия вооружения на самолете усматривал в таране, причем неприятельская машина должна быть сбита ударом самолета сверху. 8 сентября  1914 года прославленный летчик совершил бессмертный подвиг, протаранив австрийский самолет, который вел воздушную разведку передвижения русских войск. На борту самолета находились пилот Франц Малина и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь.

       Тяжелый «Альбатрос» летел на высоте, недосягаемой для выстрелов с земли. П.Н.Нестеров пошел ему наперерез в легком быстроходном «Моране». Австрийцы пытались уйти от столкновения, но летчик настиг их и попытался ударить «Альбатрос» по крылу шасси своего самолета, однако, не рассчитав скорость, врезался винтом в крыло. Оба самолета упали на землю, а летчики погибли.

       Свидетель тарана писал: «Нестеров зашел сзади, догнал врага и, как сокол бьет неуклюжую цаплю, так и он ударил противника». Громоздкий «Альбатрос» некоторое время еще продолжал лететь, потом повалился на левый бок и стремительно упал. Петр Нестеров погиб.

       Прославленный летчик был погребен в Киеве как национальный герой. О его бессмертном подвиге писала не только русская, но и вся мировая пресса. Своим талантом летчика-новатора он открыл новую страницу в истории авиации. Мертвую петлю и воздушный таран П.Н.Нестерова многократно повторили советские летчики в годы Великой Отечественной войны и сделали это успешнее, сохранив более половины боевых машин. Они доказали справедливость суждений П.Н.Нестерова, что нападающий при таране не самоубийца, он может остаться в живых.

       Память выдающегося пилота достойно увековечена. Уже в 1914 году на месте его гибели в городе Жолква Львовской области был сооружен монумент, а вскоре городок переименовали в Нестеров. Позднее, в 1980 году, в этом городе построили мемориал памяти героя-авиатора.

       В Петербурге, где П.Н.Нестеров учился в Гатчинской школе воздухоплавания, его именем названа одна из улиц. В Нижнем Новгороде памятник П.Н.Нестерову установлен в самом красивом месте города – на Верхневолжской набережной, в одном ряду с памятником другому выдающемуся летчику – нижегородцу В.П.Чкалову. Международная авиационная федерация учредила переходящий приз для победителя первенства мира по высшему пилотажу – кубок имени П.Н.Нестерова.

       Петр Николаевич Нестеров многое привнес в Российскую авиацию, оставив тем самым свое имя в истории.

      

  • Новости и события
  • Комитет по делам архивов
    Орган государственного управления архивным делом в области, контролирует соблюдение архивного законодательства, руководит работой 10 государственных казенных учреждений, осуществляет методическое руководство деятельностью 50 муниципальных архивных учреждений и около 3 тысяч архивных организаций. Комитет также ведет централизованный государственный учет архивных документов области на базе программного комплекса «Фондовый каталог».
  • Государственные казенные учреждения
    Комитет и подведомственные ему государственные архивы образуют Государственную архивную службу Нижегородской области
  • Муниципальные архивные учреждения
  • Научно-методический совет архивных учреждений ПФО
    Постоянно действующий совещательный орган архивных учреждений субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского Федерального округа, созданный в целях совершенствования их работы в области архивоведения, документоведения, археографии; обобщения и распространения передового опыта, использования его для улучшения практической деятельности архивных учреждений.

Внедрение — Graphit

Технология — Treegraph

Яндекс.Метрика