Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…»

Сегодня гостьей Государственного архива аудиовизуальной документации Нижегородской области стала Т.Р. Алексеева, дочь знаменитого конструктора – кораблестроителя Р.Е. Алексеева.

Она любезно согласилась ответить на наши вопросы.

Для справки: в фонде Государственного архива аудиовизуальной документации Нижегородской области отложились фотодокументы, показывающие деятельность, жизнь, увлечения Ростислава Евгеньевича Алексеева (1916–1980), создателя судов на подводных крыльях, экранопланов, лауреата Ленинской и Сталинской премий, мастера спорта СССР.

 — Татьяна Ростиславовна, мы долго думали, как построить нашу с Вами беседу, какие задать вопросы… Но, может быть, просто поговорим о Вас, Вашем отце. Расскажите, пожалуйста, о себе.

— Я родилась 8 мая 1944 года, но родители всегда совмещали мой день рождения с праздником Победы, любимым их праздником.

— Сложилось так, что я в детстве большую часть времени проводила с отцом. Мне было интересно наблюдать за его занятиями. Воспоминания детства сильно повлияли на выбор профессии.

Почему отец хотел научить меня всему, что знал сам? Он хотел, чтобы дочь росла здоровой, спортивной девочкой, проявляла интерес ко всему окружающему. «Мир так разнообразен», — говорил он.

Я рано научилась кататься на лыжах, коньках, даже работать на небольших токарных станках.
Мама, Марина Михайловна, наоборот, старалась меня щадить, что-то запрещать. Но жизнь показала, что отец оказался прав.

Окончив школу, стала думать, куда поступать. Было три варианта: архитектурный факультет Горьковского инженерно-строительного института, медицинский институт и кораблестроительный факультет политехнического института. В итоге выбор последнего победил. И я ни о чем не жалею.

 — Скажите, Ростислав Евгеньевич активно занимался парусным спортом, был мастером спорта СССР. Интересно, откуда все бралось в одном человеке: гениальный изобретатель, конструктор, художник, яхтсмен. Откуда столько времени хватало! Или Ростислав Евгеньевич работал по 25 часов в сутки?

— Здесь интересная логическая линия проходит. Я не люблю слово «гениальность». Мой отец, если можно так сказать, «родился» в научно – исследовательской лаборатории. Его отец, мой дед, с группой ученых энтузиастов стал восстанавливать плодородие почвы. И это в конце 1916 года, когда на земле гремела Первая мировая!

Да, мой дед, Евгений Кузьмич, и бабушка, Серафима Павловна, занимались революционной деятельностью. Но революция революцией, а людям есть и пить нужно всегда.

Отец всегда наблюдал за их работой. С детства у него сложилась жизненная основа – труд, работа – вот что главное, и отрицательный результат – тоже результат.

В 1929 году деда арестовали. Сами знаете, время было такое. Бабушка отправила отца в Нижний Тагил, к дальним родственникам. Затем была амнистия…

Через несколько лет наша семья переезжает в город Горький. Здесь отца поразило развитие парусного спорта. А парусный спорт очень необычный. В нем одновременно нужно быть конструктором и спортсменом, метеорологом и гидрологом и т.д.

Лозунг той эпохи – «Во всем и везде – скорость». Встречи с В.П. Чкаловым, который любил кататься на катере и общаться с молодежью, предопределили любовь отца к парусному спорту. В нем он реализовался и стал мастером спорта СССР.

— Татьяна Ростиславовна, что Ваш отец ценил в людях? Что его друзья ценили в нем?

 — Прежде всего – честность, порядочность и увлеченность. А что окружающие ценили? Знаете, после смерти отца, его товарищи провели своеобразное анкетирование. И один из ответов был такой: «друзей у него было немного, а он был другом всем»… Отец никогда никого не подводил. Если что-то обещал, то обязательно выполнял. К сожалению, многие этим пользовались.

 — А Вам не хотелось видеть Ростислава Евгеньевича не известным конструктором, лауреатом, ученым, а… просто обычным человеком, просто папой?

— Да так и было. Он дома никогда не говорил о работе. Он был хорошим отцом. К тому же, с начала 60-х годов, отец стал заниматься секретными разработками. 

— «Ракета» — судно на подводных крыльях, которому в году текущем исполнилось 60 лет. Вы были еще ребенком. Случайно не помните, каким он был, ее первый рейс?

— Нет. Все происходило на заводе. Видела только фотографии.

В принципе, в те годы родилась новая техника. Мысль о создании судна на подводных крыльях появилась у отца еще на третьем курсе института, когда он прочитал статью в научно-техническом журнале, в которой рассматривались условия обтекания пластины, находящейся в потоке воды. Ростислав Евгеньевич понял, что если подводными крыльями приподнять корпус судна над водой, то можно, во-первых, заметно снизить сопротивление движению, а во-вторых, уменьшить влияние волны. Реализовав эту идею в металле, можно было создать судно, способное развивать большую скорость даже при скромном по судостроительным меркам двигателе. Получалась двойная экономия – топлива и времени. Увлекшись этой идеей, отец посвятил свою дипломную работу проекту судна на подводных крыльях.

А само событие помню. Работами отца и коллектива, который он возглавлял, заинтересовалось Министерство речного флота РСФСР. Строительство «Ракеты» началось летом 1956 года, а летом 1957, отец эффектно привел корабль в Москву в дни Международного фестиваля молодежи и студентов.

Еще больше все удивлялись цене билетов на «Ракеты»: она оказалась лишь немного выше, чем на обычное водоизмещающее судно. Популярность «Ракет» росла, а заводы наращивали темпы выпуска таких судов. Стало понятно, что идея Ростислава Алексеева, от которой многие профессора и специалисты некогда рекомендовали ему отказаться, оказалась именно тем, что так давно нужно было стране.

Отмечу, что конструкторы, создавая скоростное судно на подводных крыльях, уделяли большое внимание его эстетике, архитектуре, дизайну. В гидролабораторию даже приглашали художников. Отец, сам обладавший навыками рисования, набрасывал эскизы, а художники доводили их до логического завершения и сразу изготовляли из пластилина макеты.
Конструкция «Ракеты» оказалась очень удачной. Внешне она сильно напоминала первые наброски Ростислава Евгеньевича, сделанные им еще в 1940-е годы. Причем все судно было изготовлено из отечественных материалов.

Когда выкатывали «Ракету», рабочие завода «Красное Сормово» с интересом осматривали новое судно, старались пробраться на него. Пришлось даже запретить вход. Все отделочные работы велись уже на плаву.

Во время первых испытаний судна, капитаном и рулевым был Ростислав Евгеньевич. Но им руководило не высокомерие, а нежелание подвергать людей риску.

«Ракета» стала символом нашего города. На страницах газет, плакатах горьковчане видели гордый силуэт судна.

Ученым, кораблестроителям, гражданам страны стало ясно, что произошел технический прорыв на водном транспорте.

Позже отец так оценивал это событие: «Созданием „Ракеты“ был ознаменован один из самых значительных этапов в истории скоростного судостроения, а в Сормове сложился коллектив конструкторов и производственников, способных решать самые сложные задачи скоростного судостроения».

С 1958 года начинается история нового класса судов «Метеоров», обладавших большей мореходностью, что создавало условия для их использования на озерах и вдоль морского побережья. Первый «Метеор» (на 130 человек) был спущен на воду в октябре 1959 года.

В ЦКБ-19, в котором работал отец, также были создан катер «Волга», суда на подводных крыльях «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход». Все эти суда выпускались серийно. Отец часто говорил, что критерием истинности для инженера является серийное производство его изделия.

 — А экранопланы, в основном, предназначались для военных целей?

 — Не скажите. Мой дипломный проект в 1968 году назывался «Речной пассажирский экраноплан». Существовали и другие проекты по пассажирским экранопланам.
Отец не был военным человеком. Но всегда работал по двум направлениям: военному и гражданскому. Кстати, финансирование проекта по разработке «Ракеты» осуществлялось за счет Военно-Морского Флота Советского Союза. И экранопланы разрабатывались, соответственно, для военных и гражданских нужд. Первое поколение экранопланов (самолетная схема). Второе (летающее крыло). На его базе создан катер «Волга-2», макет которого можно увидеть у Нижегородского технического университета.

 — Татьяна Ростиславовна, у Вашего отца была какая-то особенная мечта?

— Скорее всего, на уровне гипотезы. В письмах маме он писал, что «либо я одержу победу над водой, либо вода победит меня…». Но, в итоге видно, что отец с водой подружился, не стал ее побеждать. Стал создавать первые скоростные яхты, с конфигурацией обводов, которые существуют до сих пор. Затем были суда на подводных крыльях, экранопланы.
Ростислав Евгеньевич шел эволюционным путем, устанавливая, если можно так сказать, связь между водной, воздушной стихиями и техникой.

 — Татьяна Ростиславовна, позвольте несколько личный вопрос. На пешеходной дороге, рядом с универмагом «Сормовские зори», вмонтирована звезда с именем Вашего отца. Как говорится, голливудский пример заразителен. Конечно, хорошее дело – увековечить имя знаменитого человека, но по имени постоянно ходят люди. Ваше отношение к этому?

— К сожалению, я узнала об установке такого своеобразного «памятника» отцу, когда звезда с его именем уже появилась на пешеходной дорожке. Моего мнения никто не спрашивал. Как выяснилось, тогдашнему владельцу «Сормовских зорь» нужно было, как сегодня говорят, пропиариться. Кстати, там еще звезда в честь Ефима Эммануиловича Рубинчика есть… Но все это, как-то не характерно для нашей страны.

— Звезды на асфальте стираются, а память в сердцах людей остается…

— Татьяна Ростиславовна, благодарим за беседу.

Интервью провел и подготовил к публикации директор ГКУ ГАрхАДНО И.Г. Захаров

  • Новости и события
  • Комитет по делам архивов
    Орган государственного управления архивным делом в области, контролирует соблюдение архивного законодательства, руководит работой 10 государственных казенных учреждений, осуществляет методическое руководство деятельностью 50 муниципальных архивных учреждений и около 3 тысяч архивных организаций. Комитет также ведет централизованный государственный учет архивных документов области на базе программного комплекса «Фондовый каталог».
  • Государственные казенные учреждения
    Комитет и подведомственные ему государственные архивы образуют Государственную архивную службу Нижегородской области
  • Муниципальные архивные учреждения
  • Научно-методический совет архивных учреждений ПФО
    Постоянно действующий совещательный орган архивных учреждений субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского Федерального округа, созданный в целях совершенствования их работы в области архивоведения, документоведения, археографии; обобщения и распространения передового опыта, использования его для улучшения практической деятельности архивных учреждений.
  • Общественный совет
    В целях повышения роли общественности в области выработки и реализации государственной политики в области архивного дела на территории Нижегородской области был создан общественный совет. Выполняет консультативно-совещательные функции, участвует в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородскй ообласти.
  • Противодействие коррупции
    Антикоррупционная деятельность является приоритетной задачей для всех государственных структур и муниципальных органов
  • Государственные услуги
  • Услуги государственных казенных учреждений
    Архивы Нижегородской области оказывают услуги на основе хранящихся документов

Внедрение — Graphit

Технология — Treegraph

Яндекс.Метрика